Купечество сыграло важную роль в истории Иркутска и оказало влияние на общее развитие города. При этом, не стоит видеть в этом процессе исключительно положительные стороны, ведь зачастую за огромными богатствами скрывались далеко не самые образцовые дела.
Один из представителей купечества, городского голова В.П. Сукачев писал в своих мемуарах о том, что в XVIII и в начале XIX веков купечество господствовало повсюду, начиная от Думы и заканчивая магистратом и во всем преследовало исключительно свои интересы. Тем не менее, часть собственных несметных богатств зажиточные купцы направляли и на обустройство родного города. Именно купцами были построены и содержались большая часть знаменитых храмов города.

Подробнее...

Осуждение Фауста, акт 8-й

i

Культурная ситуация в нашей стране в некоторых существенных аспектах напоминает о культурной контрреволюции тридцатых годов. Стоит поэтому попытаться разобраться, в чем их сходство и в чем отличие.

В статье «Сталинократия», опубликованной в парижских «Современных записках» (№ LX за 1936 год), Г.П.Федотов писал о том, что 1 января 1936 года в России совершилась контрреволюция. Разумеется, указанная точная дата — лишь момент в «развитии меры», как это называется в философии. Тем более, что Федотов говорит о контрреволюции, которую он называет «духовной, идеологической и бытовой», а такие контрреволюции (равно как и революции) совершаются на протяжении длительного времени. Та, о которой идет речь, началась в конце двадцатых, а закончилась уже в военные и послевоенные годы. Но, действительно, решающий перелом пришелся на середину тридцатых.

Об изначальной сути советского проекта достаточно точно написал Борис Гройс: «Главная цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы разорвать связи с природой, включая природу человеческую, и построить новое общество, представляющее собой полностью искусственную конструкцию. В этом состоит основное отличие советского проекта от большинства других революционных и контрреволюционных проектов, известных нам из истории»1. Следовало бы только добавить, что эксперимент поставил целью разорвать связь не только с природой, но и с культурным наследием.

Подробнее...

  1. Антисоветская научная риторика вызвана необходимостью отработки тем, финансируемых грантодателями из-за рубежа с их соответствующей идеологической установкой, смысл которой в принципе безразличен для исполнителей «проектов». Как гласит узбекская поговорка: «Лулининг эшагини сугор, пулини ол» — «Да хоть ухаживай за ишаком цыгана, но деньги получи», или короче — «Деньги не пахнут».

Но и для исследователей, находящихся на противоположных позициях, пристрастность — характерная черта, и она имеет естественное объяснение. Можно ли быть беспристрастным, если ты генетически связан с историей своей страны, если твои предки — деды и отцы — творили эту историю, если они с достоинством вынесли все испытания и не свернули с пути? Возвращение памяти об обшей советской истории, о Великой Отечественной войне, начатое в России, похоже, будет расширяться и по пространству Центральной Азии. Вопрос в том, будет ли оно подкрепляться научным осмыслением нашей истории как единого непрерывного и неделимого целого, с его трагическими и горькими страницами?

Подробнее...

Принято считать, что распространение идей социалистического переустройства общества в Туркестане начала XX века было совсем незначительным и что оно стало возрастать лишь после революции 1905—1907 годов. Революционные идеи в основном распространялись в среде русских рабочих, в особенности рабочих железнодорожных мастерских и немногочисленных тогда промышленных предприятий.

Однако было бы ошибочным считать, что социалистические идеи были неизвестны образованным мусульманам. Многие факты говорят о том, что еще до установления российского присутствия в регионе знания о европейской цивилизации, государственном и политическом устройстве, социально-утопических идеях и социально-экономических условиях жизни, хотя и в ограниченном объеме, но распространялись в Средней Азии. Эти знания были доступны почти исключительно представителям правящей мусульманской элиты и аристократии среднеазиатских ханств. В одном анонимном источнике — выписках на персидско-таджикском языке, составленных в 1781 году со ссылкой на Британскую энциклопедию (рукопись № 3720/I Института востоковедения им. Бируни АН Республики Узбекистан), приводится термин «другая философия» для обозначения европейской модели государственного и общественного устройства; разъясняются термины кумпани на примере английской «Ост-Индской компании» и паралминт (парламент) на примере английской государственной политики.

Подробнее...

Погружение в проблему

Знакомый русский пенсионер, подрабатывавший благодаря своей солидной комплекции и внешнему виду частным охранником у одного узбекского нувориша, как-то рассказал о происшедшем с ним забавном случае. Хозяин затеял ремонт фасада своего построенного на манер средневековых европейских замков трехэтажного особняка. Дом с высокой оградой, как и принято, расположен в тихой традиционной узбекской махалле с частной застройкой и земельными участками. Живут в таких местных «рублевках» люди разного достатка и социального положения, но, конечно, не бедные. Как-то утром, когда строители возились на фасаде дома, мимо будки охранника проходил пожилой узбек. Увидев «русского человека», он приостановился и спросил: «Скажите, а Ленин еще вернется?» Вопрос был настолько неожиданным, что охранник растерялся и не нашелся что ответить. «Обыватель», не дожидаясь ответа, молча продолжил свой путь.

Подробнее...