За последние годы происходит непрерывное совершенствование и расширение спектра устройств бытового применения. Некоторые из них стали неотъемлемой частью нашей жизни. Трудно найти человека, который бы остался равнодушным при выходе из строя прибора, оказывающего незаменимую помощь в доме. 
Восстановить нормальную работу холодильника можно не прибегая к услугам сервиса, в домашней обстановке. Почему это возможно? Во-первых, для дома холодильник – это прибор, ставший совершенно необходимым для любого человека. Их массовое использование позволило накопить информацию о правильной эксплуатации приборов, а также собрать базу данных о неполадках и способах их устранения. Во-вторых, устройство холодильника, несмотря на габариты, не такое уж и сложное. Понять принцип работы сможет человек любого возраста, даже школьник средних классов. 

 

статью предоставил техцентр
В предлагаемых вашему вниманию статьях содержится информация о том, как устроен холодильник, как проявляются основные неисправности, какими методами можно вернуть к жизни этот незаменимый в быту прибор. 
Первая статья: За счет чего получается холод? 
Приступать к ремонту холодильника нужно после того, как будет изучен принцип работы и устройство этого необходимого прибора для быта. 
Начнем с разбора холодильного агрегата и его основного принципа работы. Холодильный агрегат – важнейшая часть устройства, обеспечивающая охлаждение рабочей камеры, главного элемента холодильника. Технологическое исполнение этого компонента представлено тремя большими модулями: двигатель (это «сердце» холодильника), конденсатор и испаритель. Все три этих элемента соединены между собой посредством системы трубопроводов. Холодильный агрегат представляет собой замкнутую систему, которую заполняют специальным газом, способным быстро понижать температуру. В первых устройствах в его качестве выступал фреон-12. В настоящее время для заполнения системы холодильного агрегата применяют вещества, которые абсолютно безвредны по отношению к озоновому слою земли. 
Электрический мотор, являющийся основным компонентом двигателя, обеспечивает откачку холодильного газа из испарителя и его нагнетание в конденсатор. Как происходит процесс понижения температуры? Газ, нагнетаемый в конденсатор, с помощью системы радиаторов охлаждается, переходя в жидкое состояние. В таком виде он поступает обратно в испаритель. За счет низкого давления холодильный газ превращается в пар, попутно забирая тепло от внутренних стенок испарителя. И пока работает мотор, цикл испарения происходит непрерывно. 
Рабочую камеру холодильника в течение большей части времени изолируют от окружающей среды. Для этой цели используется массивная дверца. В результате этого происходит значительная экономия электроэнергии и, что немаловажно, продлевается срок службы холодильного агрегата. Для облегчения работы мотора в таких условиях предусмотрена система контроля, периодически его отключающая и включающая. 
Температурное реле – основной элемент, входящий в состав контролирующей системы. Его работа происходит в определенном диапазоне температурных значений. Как только показатели в холодильной камере достигают установленного верхнего предела, реле дает сигнал на включение мотора. Нижний диапазон значений служит для обратной задачи – отключение агрегата. 
Но это не единственная функция, выполняемая системой температурного контроля. Еще одним важным элементом является реле, предотвращающее перегрев мотора. Как только температура агрегата достигнет критического уровня, произойдет его отключение. Все эти элементы способствуют непрерывному циклу работы холодильника в автоматическом режиме. 
В устройство холодильной камеры входит так же ряд элементов, влияние которых на его работу не столь значительно. Однако, позволяет эксплуатировать прибор с максимальным комфортом. К таким компонентам относятся сигнальные лампы, элементы нагревающие для принудительного оттаивания, лампочки дополнительного освещения и ряд других полезных модулей. 
Чтобы более детально разобраться с принципом функционирования компонентов холодильника стоит пройтись по его схеме. 

статью предоставил техцентр

Режим «работа». В это время происходит охлаждение,  двигатель имеет номинальную скорость вращения. Ток идет по основной цепи – от сети через замкнутые контакты двух датчиков: реле температуры и реле оттаивания. Таким образом получается замкнутый электрический контур: рабочая обмотка двигателя, катушка реле пускового К, элемент нагревательный Р2, пластина биметаллическая БМ, контакты реле защитного пускового КК. Ток, потребляемый холодильником в этом режиме, соответствует номинальному значению, которое указано в паспорте на устройство. 
Как только в холодильной камере значение температуры станет меньше нижнего показателя установленного диапазона, произойдет следующее. Сработает реле Р1, вследствие чего окажутся разомкнутыми его контакты. Целостность вышеприведенной электрической цепи будет нарушена, ток по ней течь не будет. Это вызовет остановку мотора. 
При неработающем двигателе в холодильной камере происходит постепенное повышение температуры. И как только ее значение достигнет верхней границы диапазона, сработает реле. Его контакты замыкаются, восстанавливая целостность электрического контура, и мотор вновь запускается. 
Ест очень занимательный момент в происходящем непрерывном циклическом процессе работы холодильника. В первоначальный момент, когда производится запуск двигателя, он не вращается. Ток, который в эти первые секунды потребляется двигателем (так называемый «пусковой»), превышает номинальный. В зависимости от модели холодильного агрегата и его мощности это увеличение может быть троекратным или даже пятикратным. Увеличенное потребление тока вызывает реакцию катушки К реле пускового. Оно срабатывает, замыкая контакты КД. В результате этого пусковая обмотка электрического двигателя оказывается подключенной к сети, что вызывает вращение ротора мотора. Потребление тока мотором снижается до номинальных значений. Для удержания контактов КД в сомкнутом состоянии тока, проходящего теперь через катушку К, уже недостаточно. Поэтому они размыкаются, и работа холодильника переходит в обычный режим. Для исправного агрегата такой процесс, называемый «пусковой работой», составляет по времени не более пары секунд. 
Что произойдет, если электродвигатель не удается запустить с первого раза, или холодильный агрегат имеет какие-то неисправности? В этом случае время прохождения пускового тока по цепи увеличиться, примерно до 5-10 секунд. Это вызовет нагревание биметаллической пластины БМ. В таком состоянии происходит ее изгибание, что приводит к размыканию контактов КК и всей цепи. Остывая, пластина принимает свое первоначальное положение, что способствует нормальному протеканию тока. После этого последует попытка перезапустить двигатель. В случае неудачи снова сработает защита от перегрева. 
Таким образом, в основу работы системы автоматики и самого холодильного агрегата на всех этапах положен принцип цикличности всех происходящих процессов.

статью предоставил техцентр